Сетевое взаимодействие в рамках дополнительного образования


Суркина Оксана Валерьевна, Суркин Алексей Геннадьевич, педагоги дополнительного образования СП ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ №1 г.Нефтегорска

Система дополнительного образования для детей – это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. Дополнительное образование позволяет реализовывать субъектную позицию ребенка (активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к себе, к деятельности, к окружающим), а отношения педагога и ребенка в основном носят характер сотрудничества.

В мини – технопарке «Квантум» ЦДТ «Радуга» г. Нефтегорска большое внимание уделяется педагогическому сопровождению саморазвития обучающихся. Сетевое взаимодействие является новой формой учебных взаимоотношений в едином информационном образовательном пространстве. В мини – технопарке реализуется ряд сетевых проектов, дополнительная общеобразовательная программа «PRO печать», способствующих саморазвитию детей.

Проект «Неделя технического творчества»

Проект «Неделя технического творчества» реализуется совместно с центром образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» ГБОУ СОШ № 3 г. Нефтегорска, направлен на расширение индивидуального поля деятельности обучающихся, учит работать в команде, позволяет раскрыть таланты обучающихся в области технического творчества и содействует в их профессиональном самоопределении.

В рамках проекта в 2022 – 2023 учебном году были проведены следующие мероприятия: «Дизайнерский марафон» по разработке и созданию упаковки для продуктов предпринимателей Нефтегорского района, встречи с интересными людьми в рамках акции «Поделись своим знанием», разработка и изготовление брендовых сувениров для образовательных учреждений города, сувениров по теме «Символы России».

Учащиеся не только приобретают навыки в области технического творчества, но и получают возможность работать с необходимым оборудованием. Через использование современных педагогических технологий и методов (адаптивное обучение, навыковое обучение, обучение по запросу и т.д.) создаются условия для развития навыков самообразования и исследования, условия для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий.

Сетевая форма позволяет расширить возможности для профессионального самоопределения детей, развития у них специальных навыков, способствует реализации личностных возможностей обучающихся.

Дополнительная общеобразовательная программа «PRO печать»

Для реализации программы выбрана модель сетевого взаимодействия, включающая освоение модулей с использованием ресурсов (кадровых, информационных) организации партнера — УНО Редакция районной газеты «Луч». Освоение программы предполагает всестороннее развитие личности через творческую, социально — направленную деятельность.

Процесс профессионального самоопределения и социальной ориентации обучающихся – это неотъемлемая часть образовательного процесса старших школьников. Программа предоставляет возможность углубленного изучения направлений полиграфии и дизайна, к которым у детей есть способности и интерес. Большое внимание уделяется формированию профессионально важных качеств в избранной будущей профессии, коррекции профессиональных планов, достижений в избранном виде труда, а также самоподготовке к будущей профессии и саморазвитию. Программа разработана в соответствии с требованиями движения «Молодые профессионалы России» (Юниоры) по знаниям, умениям, которыми должны обладать участники чемпионата по компетенции «Графический дизайн». Цели и задачи Программы направлены на повышение интереса к дизайну, информационным технологиям, содействие развитию творческого потенциала обучающихся в области компьютерной графики, полиграфии и дизайна. «PRO печать» — одногодичная, модульная образовательная программа с применением дистанционных технологий, состоящая из отдельных проектов, которые предназначены для получения профессиональных и коммуникационных знаний и умений в области графического дизайна и полиграфии с помощью программных средств корпорации Adobe. Обучающиеся приобретают опыт, работая над реальными проектами, которые помогают понять роли и процессы в сфере дизайна. Включение в курс дистанционных технологий предоставляет педагогу свободу выбора уровня социального и технического взаимодействия, подходящего для каждого из учащихся, а учащимся — возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе.

Проект «Мой город»

Цель: создание мобильного приложения «Мой город».

Сетевые партнеры: ГБОУ СОШ № 1 ЦДТ «Радуга» г. Нефтегорска, МКДЦ «Нефтяник».

Описание проекта: Учащиеся студии в августе 2022 года побывали на фотовыставке «Зеркала времени. Малый город в большой стране». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Благодаря кропотливой работе собрано более 600 уникальных фотографий города. Выставка произвела большое впечатление, и ребятам пришла идея создать мобильное приложение. Мобильное приложение «Мой город» разрабатывается совместно с учащимися объединения «IT — Квантум» и позволило обеспечить удобный доступ с мобильных устройств к информации об истории развития города Нефтегорска, направлено на создание фотоистории города. Разработка мобильных приложений включает в себя создание дизайна страниц приложения и их программирования. Работа над данным проектом стала мотивом активности других учащихся технопарка по созданию не просто приложений для себя, но для других. В процессе сетевого взаимодействия помимо теории дети получают полезную практику: во-первых, решают реальные проблемы, во-вторых, общаются с реальными людьми, которые делятся полезным опытом. Происходит постоянный заряд учащихся на активную деятельность, показываются все преимущества, что достигается общением с единомышленниками, с людьми, действующими в похожей сфере, создаются условия для профориентации, социализации подростков.