Развитие творческого потенциала младших школьников средствами театральной деятельности


Картунова Анастасия Андреевна, Калинкина Елена Викторовна, Богатова Ирина Сергеевна, учителя начальных классовГБОУ СОШ №14 г. Жигулевск

По мнению Л.С. Выготского, театральные постановки или драматизации, наряду со словесным творчеством, представляют собой самый частый и распространенный вид детского творчества. Ученый указывал на ценность детского театрального творчества, отмечая стимулирование творческого воображения, близость импровизационных форм педагогической работы детской деятельности, участие вспомогательных видов творчества.

Театральный кружок является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников. Кружок выступает формой внеурочной деятельности учащихся как обязательного компонента педагогической деятельности школы.

Охарактеризуем подробнее некоторые особенности организации театрального кружка как направления внеурочной педагогической деятельности.

По мнению О.В. Акуловой, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа: 1) художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; 2) освоение специальных умений для становления основных позиций актера, режиссера, и дополнительных ролей, например, оформителя, костюмера; 3) самостоятельная творческая деятельность.

Таким образом, возможности развития творческих способностей детей в театральном кружке обусловливают развитие творческого мышления детей, а именно таких его показателей, как беглость, гибкость и оригинальность, что выступает одним из педагогических условий развития творческих способностей младших школьников посредством театрального кружка. Содержание деятельности театрального кружка включает реализацию основных направлений по развитию творческих способностей младших школьников. Направления проекта программы кружка «От этюда до спектакля» предусматривают следующие разделы работы.

1) «Театральная игра».  Раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Задачи реализации раздела: учить детей ориентироваться в пространстве сцены; строить диалог с партнерами; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

2) «Ритмопластика». Раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей и выразительности телодвижений.

Задачи: развивать координацию движений и умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; учить запоминать заданные позы, образно передавать их; развивать способность верить в воображаемую ситуацию; учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений.

3) «Культура и техника речи». Раздел включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, овладение правильной артикуляцией, дикцией, интонацией; игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.

Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки; подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; пополнять словарный запас.

4) «Основы театральной культуры». Раздел обеспечивает условия для овладения младшими школьниками элементарными знаниями и понятиями театрального искусства, основами актерского мастерства, культурой зрителя.

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

5) «Работа над спектаклем». Раздел базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; пополнять словарный запас, образный строй речи.

Направления работы театрального кружка реализуются посредством игр-драматизаций; упражнений на дикцию, упражнений на развитие детской пластики; упражнений на развитие выразительной мимики, элементов искусства пантомимы; театральных этюдов; подготовки (репетиции) и разыгрывания инсценировок и спектаклей; просмотра спектаклей и бесед по ним. У учащихся формируется готовность к творчеству, активизируется их внимание, наблюдательность, воображение. Не менее важно обучить детей умению ориентироваться в окружающей обстановке, согласовывать свои действия с товарищами.