Программно-целевой метод как механизм совершенствования программно-методического обеспечения


Петрянкина Евгения Николаевна, старший методист, Кугаткина Наталья Алексеевна, старший методист, ЦВР «Эврика» — СП ГБОУ СОШ им.Н.С.Доровского с.Подбельск м.р.Похвистневский

В условиях внедрения Целевой модели дополнительного образования детей (далее ЦМДД), развития региональной системы ДОД дополнительная общеобразовательная программа (далее – Программа) стала важнейшим условием для реализации образовательного процесса, так как внедрение ЦМДД требует повышения значимости, качества и востребованности Программ. Потребовалось повысить конкурентоспособность Программ через обновление методов и их содержания в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями детей, интересами семьи и общества. А для определения потребности в новых Программах провести анализ. Созданием и запуском Навигатора дополнительного образования детей Самарской области решалась еще одна важная задача — предоставление всеобщего и равного доступа каждому ребенку к Программам различной направленности. Запуск этого инструмента предъявил к Программам критерии соответствия. Провести экспертизу реализуемых Программ призван областной межведомственный экспертный совет (далее – ОМЭС).

ЦВР «Эврика» — СП ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского (далее – ЦВР «Эврика») «повезло» — 2 методиста вошли в состав рабочих групп областного межведомственного экспертного совета. Первый же опыт экспертизы программ других учреждений показал их плюсы и минусы, а также слабые места наших программ. Возникшая необходимость в начале 2019-2020 уч. года в краткие сроки переделать их в модульные, подтолкнуло к проведению семинара-практикума для педагогов. Идея семинара – работа экспертных групп по листу оценивания. Педагогов поделили на 4 группы, выдали обезличенные программы, лист оценивания. Предложили провести экспертизу программы и выставить баллы. Игровой опыт работы экспертов позволил педагогам быстро сориентироваться в изменениях, которые было необходимо внести в Программы. А методистами был сделан вывод, что необходим цикл практических семинаров. Тематика была выстроена в логике критериев оценочного листа. Начали с азов – требования к структуре, обязательным элементам, подробного ознакомления с оценочным листом. Далее – работа на семинарах с одним – двумя критериями. Обязательно теоретическая, практическая части и домашнее задание – самостоятельная разработка элементов программы по изучаемому критерию. Было запланировано 5 отдельных семинаров, но в последующем это вылилось в Программу обучения.

Иногда некоторые темы рассматриваются на Совете педагогических работников ЦВР «Эврика». Мы уникальная организация: часть наших педагогов, работает в школах, ДЮСШ и ДШИ, поэтому каждый Совет — это и обучающий семинар для педсообщества района.

Темы также выносятся и на заседания методических объединений, и там, уже в более узком кругу рассматриваются вопросы обновления содержания программ.

Сложной проблемной для нас оказалась тема «Соблюдение принципа разноуровневости при разработке и реализации программы». Работа в качестве эксперта рабочей группы ОМЭС сделала методистов ЦВР «Эврика» немного перфекционистами по отношению к собственным программам: «лишь бы сделать» — не хочется, а «сделать очень хорошо» – пока не все получается.

Все наши программы очень добротные, но стандартизированы. Педагоги участвуют в конкурсах Программ, прежде всего в округе, где они одни из лучших. Но на областном уровне Программам трудно конкурировать, так как таких программ очень много, требуется своя «изюминка», инновации. В 2020 году программа «Земля родная – колыбель моя» заняла 2 место на конкурсе «Новый формат». Идея – положить в основу работы критерии оценочного листа лежала на поверхности. Эта идея помогла оформиться методической деятельности в обучающую программу. Программно-целевой метод — одна из самых распространенных и наиболее успешных в современной практике моделей управления. Этот метод обеспечивает не только реализацию долгосрочных приоритетов, прозрачность и согласованность планов, но и гарантирует эффективную реализацию. Программно-целевая деятельность позволила наметить систему мер, которая обеспечивает достижение цели — совершенствование программно-методического обеспечения через повышение методической грамотности педагогов при разработке дополнительных общеобразовательных программ.