Оценка удовлетворенности доступностью и качеством предоставления образовательных услуг в сфере дополнительного образования в Самарской области


Сироткина Елена Александровна, заместитель директора ГБОУ ДО СО СДДЮТ, руководитель РМЦ ДОД в Самарской области Гаврилова Надежда Николаевна,методист ГБОУ ДО СО СДДЮТ

Развитие системы дополнительного образования является неотъемлемым компонентом общей стратегии совершенствования системы образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности — именно на это и направлено современное дополнительное образование.

Приоритетом развития дополнительного образования детей является обеспечение доступности  дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Основываясь на запросах родителей и детей, оценке удовлетворенности доступностью и качеством предоставления дополнительного образования позволит  наиболее эффективно создавать необходимые условия для развития системы дополнительного образования детей.

В октябре 2022 года проведен опрос родителей и обучающихся по выявлению оценки удовлетворенности доступностью и качеством дополнительного образования, который был проведен посредством анонимной анкеты, с использованием Яндекс-формы для массовых опросов.

Всего приняли участие в опросе 27989 человек из 37 муниципальных образований Самарской области.

Одна из основных задач исследования – определение степени удовлетворенности дополнительным образованием, которая представлена как интегративная характеристика в виде показателей удовлетворенности качеством образовательных результатов, клиентоориентированностью (доброжелательность, готовность оказать помощь и т.п.) педагогов дополнительного образования и учреждения в целом, разнообразием, доступностью  и  условиями получения образования.

Респондентов просили оценить по 5-балльной шкале данные составляющие. По результатам опроса удовлетворенность дополнительным образованием в среднем по региону оценивается на 4,16. Наиболее высокая степень удовлетворённости качеством образовательных результатов и клиентоориентированностью – 4,23, а наиболее низкая степень удовлетворенность условиями получения образования – 4,04. Доля семей, где дети осваивают дополнительные общеобразовательные программы, с высоким уровнем оценки («4» и «5») получаемого  образования составляет 76,61% .

Второй фактор, который изучался в данном исследовании – доступность дополнительного образования в Самарской области. Под доступностью образования понимаются равные возможности получения образовательных услуг для разных категорий учащихся. Факторы, определяющие доступность образования, основываясь на работах А.А. Попова и П.П. Глухова, можно разделить на натуральные (наличие интересующих семей программ дополнительного образования в месте их проживания),  транспортные (удобство при необходимости добираться до мест проведения), финансовые (необходимость оплачивать саму программу или иные расходы, например: расходные материалы, канцелярия, личный инвентарь, костюмы и пр.), конкурентные (наличие отбора и конкурсов),  инфраструктурные (обеспеченность комфортной и безопасной средой, инфраструктура для детей с ОВЗ).

В целом средняя оценка  доступности дополнительного образования в Самарской области составляет 4,07 из 5 баллов.

Среди ключевых факторов, являющихся преградами в получении дополнительного образования, у родителей, дети которых не получают дополнительное образование, ведущее место занимают загруженность ребенка в школе (26,56%) и отсутствие финансовой возможности (20,40%). При этом  больше половины родителей (57,91%) указывают, что тратят на развитие и образование своих детей от 20 до 10 % семейного бюджета.

Родители, в первую очередь, при выборе дополнительного образования ориентируются на образовательные достижения (21,01%), однако разброс ответов показывает важность дополнительного образования как места и формы социализации (20,8%), творчества и досуга ребенка(20,25%).

Интересы и предпочтения в сфере дополнительного образования детей и родителей играют основополагающую роль при разработке новых дополнительных общеобразовательных программ. Наиболее востребованным как у родителей, так и у детей являются спортивное (родители — 20,51%, дети – 19,85%) и художественное образование (родители – 18,53%, дети – 17,21%). Менее востребовано образование, связанное с туризмом и краеведением (родители – 3,44%, дети – 5,38%).

Наиболее предпочитаемый среди родителей формат обучения по длительности обучения – это краткосрочные программы, при этом среди них лидируют со сроком от 1 недели до 20 дней (20,14%), среди опрашиваемых школьников (7-11 классы) – долгосрочные, рассчитанные на 2-3 года (40,29%). Это связано с тем, что для родителей важно, чтобы дети, особенно младшего школьного возраста, могли попробовать себя в разных сферах и выбрать программу по интересам. Для средних и старших школьников приоритет состоит в выборе стабильного круга общения и результатах образования.

Родители отметили, что важным результатом образования ребенка является получение предметных, фундаментальных знаний, возможность стать высококвалифицированным профессионалом. Данный ответ выбрали 21,31% опрашиваемых. При этом у детей в приоритете результаты образования, направленные на повышение конкурентоспособности (повышение шансов поступления в ВУЗ, повышения шансов успешного трудоустройства, 23,9%).

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют прикладной характер и могут использоваться в процессе принятия управленческих решений.

Используемая литература:

  1. Попов А.А., Глухов П.П., Ешматов Я.А. Доступность дополнительного образования в России: оценка благополучателей и региональная ситуация // Вестник Томского государственного педагогического университета (TomskStatePedagogicalUniversityBulletin). 2020. Вып. 6 (212). С. 67-83. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2020&issue=6 (дата обращения: 19.09.2022).
  2. Косарецкий С.Г., Гошин М.Е., Беликов А.А., Кудрявцева М.А., Евстигнеева Н.В., Жулябина Н.М., Максимова А.С.,Петлин А.В., Поплавская А.А., Филиппова Д.С., Янкевич С.В. Дополнительное образование детей в России: единое имногообразное. М., 2019. 280 с. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/04/04/1189087562/DOD_text_print.1.pdf (дата обращения: 20.09.2022).