От пленки к цифре и дальше в будущее


Яковлев Денис Вениаминович,заместитель директора ГБОУ ДО СО СДДЮТ, методист

Семимильными шагами идет вперед медиасфера. Интерес ребенка все больше уходит в интернет. Фотографии, кинематографу, телевидению и даже радио приходится адаптироваться к современным реалиям и догонять новое поколение, перемещаясь во всемирную сеть. У многих мальчишек и девчонок гаджеты есть уже в детсадовском возрасте, а любой телефон сегодня, — это и фотоаппарат, и видеокамера, и телевизор, и кинотеатр в одном приборе. Как и чему учить детей, когда техника опережает все возможные мечты вчерашних журналистов и педагогов медиасферы?

В 2021 году все школы страны получили доступ к высокоскоростному интернету. Минцифры разработало специальный стандарт, согласно которому минимальная скорость интернета для городских школ должна составлять 100 Мбит в секунду и 50 Мбит в секунду для сельских общеобразовательных учреждений. Таким образом, правительство выполнило поручение президента РФ Владимира Путина, которое он дал в ходе выступления на заседании Госсовета по вопросам образования. Но «быстрый» Интернет – лишь начало процесса модернизации школ, который, скорее всего, не закончится никогда. Необходимо полностью переоснастить школы новой компьютерной техникой. Высокоскоростной интернет на допотопных машинах – нонсенс.

А еще нужно купить в школы современные видеокамеры, фотоаппараты, компьютерное обеспечение для монтажа и обработки изображений. Сегодняшний школьник должен быть не только потребителем, но и производителем информационного и тематического продукта. Съемки уроков, школьных мероприятий, новостей, развлекательных передач, социальной рекламы, спортивные трансляции — все это предстоит создавать ученикам при помощи педагогов.

Телевидение, как таковое, впервые пришло в школу 55 лет назад. В начальной школе Мюррей Авеню в местечке Ларчмонт, штат  Нью Йорк, в сентябре 1966 года было создано утреннее телевизионное шоу для ребят. Педагог Джин Бейти  и представители родительского комитета купили современную по тем временам камеру и стали создавать телевизионный продукт. Спорт, местные новости, поздравления с днем рождения, — таким было насыщение передачи. И сегодня в Ларчмонте есть все для создания телепрограмм, однако на сайте учреждения, увы, нет никакой информации о детской телевизионной студии.

В Советском Союзе было все несколько иначе: не ТВ пришло в школу, а школа пришла на ТВ. На три года раньше, чем в США. Первой в СССР детской телестудией можно считать телетеатр «Огонек», созданный на базе студии телевидения г. Березняки Пермской области. Его руководители Вениамин Яковлев и Лилия Тарасова приехали во второй по величине город региона в 1962 году, а уже в 1963 году в детскую редакцию пришли заниматься местные школьники. В 1968 году телевидение в Березняках закрыли, в город пришло вещание из Перми. Кто-то из журналистов уехал в областной центр, а кто-то стал искать место в других регионах. В.Г. Яковлев и Л.И. Тарасова оказались в Куйбышеве. По аналогии с Березняками был создан детский телетеатр «Товарищ». Когда появились первые программы, телетеатр трансформировался в телестудию. И вот уже 55 лет «Товарищ» работает во благо юных телезрителей.

Телестудию «Товарищ» можно считать первым детским образовательным медиапроектом в регионе и старейшим действующим детским телевизионным проектом в мире. Середина и конец шестидесятых – то время, когда должна была появиться детская журналистика. Недаром, одновременно с «Товарищем», названным в честь парусника, на котором будущие капитаны дальнего плавания проходили практику, в Свердловске расправила паруса «Каравелла» Владислава Крапивина. Это подростковое движение существует до сих пор, его выпускники – известные журналисты, писатели, музыканты и  капитаны дальнего плавания.

В дальнейшем понадобилось еще около 30 лет, чтобы в регионах стали появляться прототипы медиастудий: клубы юных журналистов, детские киностудии и т.д. Появление таких самодеятельных организаций пришлось на 90-е годы, когда профессия журналиста была не только востребованной, но и была окружена флером таинственности и риска.

И еще почти четверть века понадобилось, чтобы необходимость медиаобразования была осознана на государственном уровне. В 2017 году бывший министр образования Ольга Васильева заявила, что детское телевидение должно появиться в каждой школе. Но проект получился настолько затратным, что так и не был реализован.

В 2022 году распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена «Концепция развития дополнительного образования». Согласно ожидаемым результатам реализации Концепции, к 2030 году должна быть создана сеть школьных медиацентров. Никакой дополнительной информации на эту тему нет, но, главное, что решение принято и будет реализовываться.

Однако можно предположить, что основная нагрузка по созданию и поддержке таких центров ляжет на плечи советников руководителей образовательных организаций по воспитанию. Эта новая должность, которая появится в самарских школах  уже в сентябре 2023 года. В должностных инструкциях, которые будут подписывать советники, четко прописано: создание медиацентров и контроль их деятельности. Конечно, помогать советникам будут учителя литературы, истории, информатики, но, главное, привлечь к обучению ребят профессиональных журналистов, чтобы информационный или тематический продукт, который будут производить медиацентры, был качественным. Еще одно нововведение в образовании — новый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Кино- и телепроизводство». Новый ФГОС ставит перед коллегами задачу подготовить специалистов на высоком творческом уровне, которые владеют профессиональными навыками и опытом в соответствии с передовыми технологиями. Появление такого стандарта говорит о том, что медиаобразование приходит и в колледжи.

Наша с вами задача помочь учащимся самим разобраться в медиасфере, научиться отделять «зерна от плевел», выявлять фейковую информацию, думать и быть грамотными при работе с медийными инструментами.

И здесь нужно отметить, что мы с вами в работе с детьми и подростками в этой сфере серьезно отстаем. Это касается не только Самарской области, это касается практически всех субъектов Федерации.

Серьезная работа в этом направлении началась лишь в Москве, где реализуют проект «Медиакласс в Московской школе». Он объединил уже 155 средних учебных заведений. Благодаря проекту, прямо в школах ребята развиваются в следующих направлениях: «Медиажурналистика», «Медиакоммуникации в социальных сетях», фотожурналистика, тележурналистика, радиожурналистика, реклама и связи с общественностью. Весь спектр направлений в медиа.  Этому проекту большую помощь оказывают СМИ, высшие учебные заведения. Многие ребята проходят практику в действующих средствах массовой информации и имеют возможность улучшить свое портфолио при поступлении в ВУЗы.

Конечно, далеко не все школьники, которые обучаются в медиаклассах, дальше будут работать по этой профессии, но все они будут уметь работать с информацией, изображением и видеопродуктом.

Хотелось бы ускорить процесс по обучению медиаграмотности ребят и в Самарской области. И для этого нам педагогам дополнительного образования, как никогда требуется сплочение и возможность работать сообща и для достижения одной цели.

Еще 30 лет назад в журналистику шли люди со специальным профильным образованием, в крайнем случае, филологи или историки. Сегодня создавать медийный контент, который будет интересен потребителю, может каждый. Например — Яндекс-дзен. Платформа, зарегистрироваться на которой может любой гражданин. Там он может выкладывать самую разную информацию. Главное, чтобы она не противоречила законодательству Российской Федерации. В Дзене вы найдете видеоблоги, новости, мистическую информацию. Это своеобразный винегрет из мыслей, записанных в сети.

Мы живем с вами в эпоху глобальных информационных вызовов в информационном обществе. Сегодня не только каждому взрослому, но и каждому ребенку доступна любая информация из любой точки мира. Глобализация и информационная доступность оставляют свой отпечаток и на системах общего и дополнительного образования. Они плотно контролируют многие сферы деятельности человека. Например, в ВУЗах в наши дни перестали готовить узконаправленных журналистов. Сегодня журналист – это медиаспециалист, который должен уметь работать и с видео-, и с аудиоформатом. Который может написать текст для страницы в социальных сетях и быстро подготовить статью для печатных СМИ. Впрочем, бумажные СМИ тоже постепенно уходят в сеть, где работают немного другие законы жанра. 

На встрече с наблюдательным советом автономной некоммерческой организации «Россия — страна возможностей» в марте 2021 года Владимир Путин говорил о медиа-технологиях в обучении. Президент отметил, что прогресс диктует трансформацию образования, и если не принимать во внимание эту тенденцию, можно в один момент оказаться на обочине истории. Этот процесс вряд ли можно обернуть вспять. Цитирую: «Если нельзя предотвратить — нужно возглавить <…> Медийная составляющая приобрела очень важное, существенное значение в воспитании, в передаче знаний. Конечно, ее нужно использовать. Мы будем всячески этому способствовать». Конец цитаты. Поэтому мы предлагаем всем коллегам возглавить этот процесс.