Опыт использования электронных образовательных ресурсов для обеспечения доступности обучения в дополнительном образовании детей


Илюшина Лариса Владимировна, старший методист,Куля Анна Викторовна, методист СП «Поиск» ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с.Сергиевск

Государственная политика Российской Федерации в области образования нацелена на широкое внедрение информационных технологий в обучение детей. Одной из задач Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования является повышение вариативности, качества и доступности дополнительных образовательных программ. В связи с этим все более актуальной становится разработка собственных электронных образовательных ресурсов и их внедрение в обучение, воспитание и развитие детей.

В настоящее время электронные средства обучения — наглядный вид получения информации, который органично взаимосвязан с другими составляющими процесса обучения: целями, задачами, формами, методами, деятельностью как педагога, так и учащегося и может быть использован на каждом этапе занятия: объяснение нового материала, повторение, закрепление полученного материала и др.

В структурном подразделении «Поиск» накоплен положительный опыт по использованию в обучении различных электронных и цифровых ресурсов. Основным достоинством таких средств является возможность создавать яркую интерактивную среду, иллюстративно представлять материал, эффективно осуществлять контроль знаний и использовать разнообразные организационные формы, методические приемы в работе с учащимися.

В образовательном процессе активно используются сервисы GoogleClassroom, интерактивная онлайн-доска Miro; электронные программы «Гитар-тьютор», приложения «Песни под гитару», «HM Песенник»; сайты, помогающие изучать английский язык LinguaLeo, Study-Languages-Online.com, Duolingo; в объединениях технической направленности программы 3Dsmax, Unity 3D, LegoDigitalDesigner; онлайн сервисы для создания тестов, викторин, например, LearningApps.org и др.

Использование современных интернет-технологий дает педагогу возможность провести любое занятие технически на более высоком уровне, насыщает материал информацией, помогает провести рефлексию и осуществить проверку усвоения знаний.

Педагоги СП «Поиск» регулярно проходят курсы повышения квалификации и совершенствуют свои знания в ИКТ-области. Это позволяет им самостоятельно готовить ЭОР для своих занятий. Но, пожалуй, основной причиной такого обучения становится желание педагога работать в режиме собственного авторского подхода в обучении детей.

Многие авторские электронные ресурсы представляют собой не только мультимедийные презентации, но и разработанные учебно-методические комплекты к разделам или модулям образовательных программ. Для создания ЭОР используютсякак стандартные программы (презентации, текстовый, графический редакторы, звуковые и видеоредакторы), так и специальные: программы для создания web-страниц, flash-роликов, различные языки программирования, программы для интерактивной доски и др.

Например, рабочая тетрадь «Золотая Хохлома» педагога Алендеевой Е.В. – это разработка, которая включает теоретический материал по теме, проверочные тестовые задания, интересный материал из истории народного промысла, авторские иллюстрации, пословицы, поговорки по теме и многое другое. В основу дополнительной общеобразовательной программы «Быстрая кисть» (педагог Жандарова Н.А.) легла идея использования приемов геймификации в обучении детей изобразительным техникам. Разработки педагогов стали победителями областного конкурса методических разработок «Открытые уроки».   

Мы считаем, что педагог продолжает творить, создавая авторские ЭОР, а творчество проявляется и в правильном внедрении и использовании таких ресурсов в образовательном процессе.

Использование методических разработок с использованием электронных средств обучения позволяет сделать дополнительное обучение доступным для разных категорий детей:

— материал может изучаться как на занятии офлайн, так и онлайн;

— разные уровни заданий и проверочных работ учитывают природные способности, степень усвоения материала, темп работы учащихся (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья);

— материал находится в постоянном доступе (в группах объединений, на интернет-платформах, личном кабинете) и может изучаться в удобное время.

Грамотно встроенные в учебных процесс электронные ресурсы дополняют традиционное, привычное, обучение, расширяют возможности педагогов в творчестве, а у учащихся появляется потенциал к самостоятельной работе.

Практический опыт нашего учреждения показал, что использование ЭОР позволяет достичь хороших положительных результатов, а именно:

— повысить качество обучения и эффективность подготовки;

— создать положительную мотивацию у детей;

— повысить профессиональную компетентность педагога в области новых образовательных технологий;

— реализовать на практике доступность качественного обучения за счет использования современных технологий в дополнительном образовании;

— персонализировать процесс обучения;

— увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся;

— разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения. Полученный опыт мы обобщили в работе областной стажерской площадки «Электронные образовательные ресурсы как средство повышения эффективности и качества обучения в дополнительном образовании детей» в 2022 году. В мероприятиях приняли участие 334 чел., оставленные отзывы говорят о полезности материала, его актуальности. По итогам работы стажерской площадки опубликован электронный сборник материалов победителей конкурса методических материалов, создана виртуальная выставка и рекомендации по использованию ЭОР в дополнительном образовании. Все материалы размещены на сайте СП «Поиск» в отдельной вкладке «Стажерская площадка» https://sergievskpoisk.minobr63.ru/oblsstashplosh/ и постоянно пополняются.