Кадетское движение как современная основа гражданско-патриотического воспитания российских школьников


Дерюгина Юлия Александровна, учитель физической культуры МБУ «Школа имени С.П. Королёва» г.о. Тольятти

На современном этапе развития отечественного образования важнейшим государственным заказом школе становится развитие гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Важность гражданско-патриотического воспитания подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте. В «портрет ученика основной школы» заложены такие характеристики как: «любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством…».

В современной системе образования можно выделить следующие тенденции развития военно-патриотического воспитания:

  1. Открытие кадетских школ и классов, которые призваны  подготовить молодежь к военной карьере. Важная роль в таком образовании отводится патриотическому воспитанию. При этом, вся система воспитательной работы основана на военно-патриотическом и духовно-нравственном принципах.
  2. «Российское движение детей и молодежи» в рамках которого осуществляется  работа военно-патриотических клубов и вовлечение в нее детей; организация профильных событий, направленных на повышение интереса у детей к службе ВС РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций; проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми, Героями России и ветеранами; проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций и военно-патриотических клубов.

Кадетское движение — всероссийское военно-патриотическое общественное движение, главная цель которого: всестороннее развитие и патриотическое воспитание россиян.

Основные заявленные задачи:

  • воспитание патриотизма и социально-гражданской активности;
  • изучение истории и военно-исторического наследия, развитие краеведения;
  • развитие в молодежной среде принципов коллективизма и ответственности, внедрение нравственных установок на основе «присущей российскому обществу системы ценностей»;
  • агитация за службу в армии и подготовка к службе;
  • улучшение физической формы;
  • активное приобщение молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству.

В движение может вступить любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Участники  движения в свободное от учёбы время занимаются  волонтерской деятельностью, принимают участие в культурных и спортивных мероприятиях, получают дополнительное образование, навыки оказания первой помощи.

В 2016 году наша школа отметила 40-летний юбилей. Яркой страницей юбилейного года стало открытие первого в России кадетского класса воздушно-космических сил. Основная цель его открытия: военно-патриотическое воспитание учащихся.

1 сентября на торжественной линейке ученики нового кадетского класса Воздушно космических сил принимают клятвенное обещание. Почему именно ВКС? Потому, что наша школа носит имя великого конструктора космических ракет академика С.П. Королёва. Наши кадеты с 5-го класса изучают физику, черчение, занимаются робототехникой, на дополнительных занятиях преподаются такие предметы, как школа выживания, история космонавтики и ещё несколько интересных предметов.

Кадеты «космической» школы участвуют во многих мероприятиях как в школе, городе, области ,так и на уровне страны. Ребята побывали в г. Самаре, где посетили Государственный аэрокосмический университет и музейно-выставочный комплекс «Самара космическая»; в г. Сызрани в филиале военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», где ознакомились с бытом будущих штурманов-вертолетчиков и учебной базой филиала; участвовали в сеансе радиосвязи с космонавтами, находящимися на орбите Земли.

В ходе реализации кадетского движения нами активно используются следующие формы организации учебной и внеурочной деятельности:

  1. формы организации и руководства жизнью кадетского коллектива (собрания, заседания актива, дежурства, отчеты): ежедневно свое утро кадеты  начинают с построения, утреннего осмотра командиром класса и классным руководителем. Выполняют за день установленные задачи. 
  2. информационно-массовые формы  (внеурочные занятия, беседы, тематические вечера, линейки, конференции, встречи, соревнования): три раза в неделю кадеты посещают занятия по строевой подготовке, дважды в неделю изучают основные события Великой Отечественной войны, биографии великих полководцев, историю орденов Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации. В рамках программ внеурочной деятельности принимают участия в школьных и городских соревнованиях по направлениям: строевая подготовка, физическая подготовка, бальные танцы, стрельба, ориентирование, надевание средств индивидуальной защиты, оказание первой медицинской помощи и т.д.

Традиционно участвуют в мероприятиях, посвященных Дням воинской славы России, в парадах, в возложении цветов, церемоний открытий и т.д.

3) действенно-практические формы (экскурсия, туристический  поход): кадеты посетили образовательные экскурсии в городах:  Тольятти, Самара,  Сызрань, Казань, Королёв, Москва. Все экскурсии были посвящены истории и развитию  военного потенциала вооруженных сил Российской Федерации; побывали в двухдневном туристическом походе.

Качественное материально-техническое обеспечение школы дает возможность для реализации данного направления на высоком уровне:

  • 4 спортивных зала, полностью оборудованных для проведения занятий по физической культуре;
  • 2 полосы препятствий для  спортивных соревнований и проведения  тренировок учащихся;
  • футбольное поле;
  • мультимедийный тир;
  • площадка перед школой как плац для проведения строевой подготовки;
  • географическая близость к спортивным объектам города: УСК «Олимп», ДС «Волгарь»;
  • библиотечный фонд обеспечен учебно-методическими материалами гражданско и военно-патриотического направления;
  • Экспозиция Поволжского казачьего войска, на базе школьного музея «Родные истоки».

Подводя итог, хочется отметить: раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством. Формирование кадетского движения как нельзя лучше может справиться с данной задачей и способно стать основой гражданско-патриотического воспитания в  российских школах.  На современном этапе просто необходимо объединить  силы образовательных учреждений города в работе над военно-патриотическим воспитанием, через реализацию кадетского движения, — для этого есть все предпосылки и условия.