Значение социальных лифтов при построении воспитательной траектории учащегося


Родионова Елена Евгеньевна, методист МБУ ДО ЦДЮТ «Мечта» г.о. Самара

Качество образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования является приоритетным в построении педагогической деятельности.

В материалах «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» одной из выделенных проблем является «неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей и потребностей ребенка, обеспечения их сбалансированности с направлениями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации при определении содержания и форматов дополнительного образования детей». Этот факт подтверждает необходимость построения педагогической деятельности с учетом специфических возможностей и интересов каждого ученика для получения положительного эффекта в формировании профессиональных интересов с учетом полученных знаний.

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года подтверждает важность качественного обучения. Нарынке труда ожидают выпускников учреждений дополнительного образования, отличающихся «набором» специфических личностных качеств, знаний и умений, с развитыми универсальными учебными действиями.

В материалах из Letopisi.Ru представлен образ выпускника российской школы в 2020 году. Он предстает как гражданин, семьянин и профессионал, строящий свою жизнь в опоре на базовые ценности Российского государства. Выпускник самостоятелен и толерантен. Такое комплексное развитие успешно в процессе личностно-ориентированного образования, успешно реализуемого педагогами в условиях учреждений дополнительного образования.

Учет разновидностей социальных лифтов в различных областях жизни, делает процесс воспитания и образования ученика новой формации мобильным в социальной, академической, культурной, социокультурной и профессиональной жизни. В молодежной среде наблюдается повышение интереса к высокоинтеллектуальному труду. Периодически появляется перечень престижных профессий, а они требуют от  претендентов не только практических знаний, но и особых личностных качеств: критического мышления; креативности, лидерства, коммуникативности, эмоционального интеллекта, когнитивности и т.д.

Эти качества успешно формируются в среде единомышленников, добровольно и мотивированно участвующих в получении дополнительных знаний и умений. Получая одинаковые стартовые возможности для продвижений вверх по социальной лестнице, в силу различных причин, не все равнозначно воспользуются ими. Задача педагога, ставить перед своими учениками высокие цели и показывать пути их достижения с помощью изучения материалов дополнительной общеобразовательной программы. Ученик должен отчетливо видеть соответствие между усилиями по ее изучению и собственными социальными перспективами. Так выстроенный процесс получения знаний и умений приведёт к тому, что дополнительное образование начнёт работать в качестве социального лифта для конкретного ребенка. Таким образом, социальные лифты в условиях информационного общества дают возможность учащемуся собственными силами проектировать свое будущее. При использовании правильной стратегии поведения, таланта, интеллекта, softskills (умение договариваться, стрессоустойчивость, внимательность, самоорганизация), находчивости, трудолюбия, упорства, принятия рисков и т.д., социальный лифт поднимет выпускника наверх. Правда, привести социальные лифты в движение непросто, для этого необходимо осознание педагогом необходимости в разработке новых программ, его стремление к росту профессиональной компетентности.