Девятое Всероссийское совещание работников сферы дополнительного образования детей


9 декабря 2022 года завершились мероприятия IХ Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования детей «Дополнительное образование: баланс традиций и инноваций в обучении и воспитании детей».

Совещание проходило с 8 по 9 декабря в гибридном формате: на цифровой платформе и очно на площадке Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий.

Деловая программа мероприятий предполагала работу 48 секций в прямом эфире в 8 онлайн-залах, названных именами выдающихся деятелей культуры в год сохранения культурного наследия народов России: «Петр Чайковский», «Расул Гамзатов», «Митрофан Пятницкий», «Илья Репин», «Габдулла Тукай», «Игорь Моисеев», «Виктор Васнецов».

Организатором выступило Министерство просвещения Российской Федерации при организационно-методическом сопровождении ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (ВЦХТ).

За два дня участниками совещания стали более 22 тысяч человек из 89 регионов России и 6 зарубежных стран (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Латвия, Республика Беларусь, Украина). Онлайн-трансляции мероприятий Совещания собрали более 37 тысяч просмотров на платформе. В рамках Совещания была запущена виртуальная выставка, на которой организации детского дополнительного образования со всей страны представили 200 экспонентов с уникальными инновационными материалами.

Программу мероприятий открыла пленарная сессия «Дополнительное образование детей: единство ценностей и многообразие возможностей», в рамках которой с приветственным словом к участникам Совещания обратился Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.

«Считаю, что потенциал сферы дополнительного образования – основа возвращения к духовно-нравственным ценностям и традициям нашего народа. Уверен, что вы с этим справитесь, направите все усилия на достижение поставленных целей, внесете ценный вклад в воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданственности и созидательного труда на благо нашей Родины», – сказал Александр Вячеславович.

Он также отметил, что более 2,5 млн дополнительных программ различных направлений, на которые ежедневно приходят дети, несут воспитательную миссию. И сегодня программы дополнительного образования осваивает уже более 17,9 миллиона детей – это более 79%.

Спикерами совещания стали 280 представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, молодежной политики, культуры, спорта и детского отдыха, а также руководители общественных объединений и организаций детского дополнительного образования, ведущие эксперты научного, педагогического и бизнес сообщества из более чем 60 регионов страны.

Такое представительство способствовало открытому диалогу представителей различных институтов гражданского общества, вовлечённых в систему дополнительного образования детей, а также продемонстрировало их успешное партнёрство, межведомственное взаимодействие и синергию отраслей.

Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталия Александровна Наумова в рамках мероприятия осветила эту важную тему: «Пример интеграции системы дополнительного образования в основное общее образование и взаимодействия двух отраслей – это проект Школьных театров. 24 000 театров сегодня занесены в реестр, и мы понимает, что это движение только начинает развиваться».

Наталия Александровна отдельно выделила проект, который ярко демонстрирует межотраслевое взаимодействие, а также взаимодействие системы ДО и системы общего образования: «Всероссийская Большая олимпиада «Искусство — Технологии — Спорт» — это трёхлетнее состязание школьных команд по трём направлениям. В этом году завершился финал первого года Олимпиады по направлению «Искусство», и мы уже начали регистрацию заявок на следующий год по направлению «Наука».

Директор ФГБУК «ВЦХТ» Оксана Гончарова, модератор Форума «Муниципальная территория равных возможностей и успеха для каждого ребенка: город, село, поселок», говоря об актуальности взаимодействия различных уровней управления образованием, отметила: «О сотворчестве и фантастических коммуникациях внутри муниципалитета, региона, отдельной организации сказал каждый из выступающих спикеров. Знаковым явлением и фактором является то, что часто именно люди, возглавляющие дополнительное образование в регионе, становятся региональными лидерами образования в общем».

В рамках совещания выступил заместитель генерального директора — генеральный продюсер Российского общества «Знание» Иван Лебедев. Он отметил, что Российское общество «Знание» охватывает весь спектр тем, которые интересны для дополнительного образования.

«Сайт Общества «Знание» — это широчайший просветительский канал с тематическими подборками по культуре, искусству, науке, технологиям и другим направлениям. Он может обогатить любую программу дополнительного образования. А наши очные мероприятия дают детям опыт общения с выдающимися деятелями интересующей их сферы, открывают для них двери предприятий, лабораторий — уникальных объектов нашей страны», — подчеркнул генеральный продюсер Российского общества «Знание».

На секции «От программно-методических кейсов дополнительного образования художественной и социально-гуманитарной направленностей – к учебно-методическим комплексам» были представлены результаты Всероссийского конкурса «Панорама методических кейсов» 2022 года. Спикеры анализировали лучшие работы победителей и призеров через призму новых задач «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», векторно ориентирующих сообщество на разработку цифровых УМК по всем программам дополнительного образования.

Завершилась программа принятием резолюции Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования и торжественным награждением педагогов и методистов дополнительного образования детей за профессиональные успехи в реализации программ дополнительного образования и образовательные достижения детей. Такой чести удостоились 23 педагога из 20 субъектов Российской Федерации: Брянской, Владимирской, Вологодской, Кемеровской, Ленинградской, Липецкой, Новосибирской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Тамбовской, Томской и Ярославской областей, Краснодарского и Красноярского краев, Республик Бурятия, Коми, Ханты – Мансийского автономного округа, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

Антон Лыжин, заместитель директора Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России, отметил, что в рамках Всероссийского совещания раскрыто широкое проблемно-тематическое содержание стратегий и механизмах развития дополнительного образования детей, а также представлены эффективные управленческие и образовательные решения в обучении и воспитании детей в дополнительном образовании. Информация с сайта http://vcht.center