Школьный театр — благоприятная среда для творчества


Неретина Л.Н., педагог-организатор

ГБОУ ДО СО СДДЮТ

Ремарка  — композиционно-стилистический приём, внесюжетный элемент. Происходит от франц. remarque «замечание, примечание, подсказка»

Театр – это школа общения. Театральная деятельность – коллективное творчество, так как каждая театральная постановка является результатом усилий всех членов коллектива. При подготовке спектакля дети могут играть различные социальные роли: актёр, декоратор, костюмер, художник по гриму и т. д. Процесс занятий в школьном театре также носит характер совместной деятельности, в процессе которой ребенок овладевает социальными навыками, необходимыми для жизни в коллективе и в обществе посредством различных форм работы:

общение: упражнения в парах и малых группах, где учащиеся должны вместе найти творческое решение, просмотр и обсуждение спектаклей, коллективные творческие дела, воспитательные мероприятия внутри групп и коллектива в целом, участие в концертах;

взаимодействие со сверстниками: через игровую деятельность, парные и групповые этюды на бессловесное действие, этюды на взаимоотношение с партнером, этюды на проявление различного эмоционального состояния, постановку спектакля, репетиции зарисовок из творческих этюдов, парных и групповых тренингов на развитие внимания и воображения.

Театр – это особый мир, яркий, интересный, а школьный театр – это организованный досуг обучающихся, наполненный социально-позитивным содержанием. Благодаря различным развивающим играм и тренингам ребята научатся выразительному чтению, основам актерского мастерства, навыкам сценической речи, умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

В качестве практического применения предлагаем вам «Речевые игры», которые можно провести на занятиях-репетициях школьного театра.

Цель – расширение словарного запаса и совершенствование навыков связной речи в процессе выполнения творческих заданий и игр, развивающих внимание, память, логическое мышление, фантазию.

— Назовите как можно больше синонимов слов: покорный, умный, грубый, тесный, яркий, удовольствие, трусость, красота и т.д. 2 минуты на каждое слово.

— Придумайте как можно больше слов, начинающихся с одной и той же приставки: в-, с-, при, об-, у-, чрез, анти-, пере, воз(с)-, из(с)- и т.д. 2 минуты на каждую приставку.

— Придумайте как можно больше слов, включающих один и тот же суффикс: -чик,-ик, -ок, -ин, -ищ, -к и т.д. 2 минуты на каждый суффикс.

— «Цепочки слов» («Метаграммы»). Придумайте цепочку слов, где в каждом последующем слове изменяется одна буква предыдущего, например кара – пара – папа – лапа – липа и т.д. Выигрывает тот, у кого цепочка окажется длинней.

— «Рассказ на одну букву» («Монофоны»). Задача играющих – придумать связный рассказ, в котором все слова начинались бы на одну и ту же букву. Играть можно индивидуально или в команде; для удобства рассказ записывается. Побеждает тот, в чьём рассказе окажется большее количество слов.

Искусство слова качественно отличается от других искусств. По материалу все искусства разделяются на пластические, пользующиеся вещественным материалом, доступным осязанию и зрению, и тонические (тонос – звук), выражающие идеи при посредстве звуков, воспринимаемых слухом; к ним относятся музыка и слово. Слова как элементы речи имеют не только смысловую, но и эстетическую информацию; они не только сообщают что-то разуму, но и, обращая наше внимание на себя, воздействуют на чувства своей необычностью, неповторимостью, образностью, звуковой организацией, ритмом.

Игра «Чемодан».

Играет группа участников. Один участник произносит фразу: «Я возьму в дорогу…» и называет любой предмет. Другой игрок повторяет сказанную фразу и добавляет к ней название нового предмета. Следующий повторяет всё предыдущее и добавляет к сказанному ещё слово и так далее. Тот, кто не сумел перечислить всех предметов, названных до него, выходит из игры.

Другой вариант игры: игрок берёт любой предмет, например, карандаш и со словами: «Если это не карандаш, то это…», – называет другой предмет и передаёт его партнёру. Так делает каждый следующий участник, присоединяя к образовавшейся цепочке слов своё.

Условия некоторых игр требуют постепенного выбывания участников. Вне учебного процесса выполнение таких условий игры может быть вполне оправданным. Но в условиях актёрского тренинга это может быть нецелесообразно, так как важен процесс развития каждого, а не победа одного; скорый выход из игры может привести к пассивности на занятиях, а также к отстранённости участника от остальных членов группы, что, на наш взгляд, неприемлемо. Поэтому следует проявлять предусмотрительность, включая в тренинг элемент соревнования.

Материал для статьи собран из самых разных источников, которые указаны в списке литературы, и авторам, которым выражаем глубочайшие уважение и признательность. Кроме того, автор опирается на свой собственный многолетний педагогический опыт. Все задания и игры апробированы (некоторые скорректированы) автором.

Литература

  1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Рольф, 2001.
  2. Далецкий Ч.Б. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты: Учебное пособие. – М.: Омега-Л; Высш. шк., 2010.
  3. Турсунова И.А. Искусство речи. – М.: МГУКИ, 2014.