Изучение русской литературы в школе в цифровую эпоху


Сарычева Т.Ю.,   учитель русского языка и литературы

ГБОУ СО  СОШ «ОЦ» им. С.Ф.Зинченко пос. Глушицкий,

м.р. Большечерниговский Самарской области

Останется ли предмет «литература» в его нынешнем виде как история литературы, как путешествие по именам авторов и их произведений? Будут ли дети изучать эпические, драматические, поэтические тексты? Будут ли их анализировать или станет важнее научиться читать тексты функционально, тексты разной природы: от Гомера и Пушкина до инструкции, до указателя в супермаркете и трамвайного билета? Что будет с чтением, с текстами?

Итак, урок литературы в цифровой школе. Попробуем поразмышлять. Сегодня окружающий нас мир характеризуется двумя характеристиками. Во-первых, его называют сложным [1], во-вторых, этот мир полный: способность человека действовать часто опережает его способность человека действовать часто опережает его способность анализировать. Школа должна научить жить, действовать.

Анатолий Каспржак дал школе такое определение: «Школа – это место, в котором представители разных поколений договариваются, как они вместе будут жить дальше» [2]. В нашем случае – договор о преподавании литературы. За 30 лет этого процесса имели место 3 термина. Когда-то этот процесс начинался как компьютеризация, потом наступил процесс информатизации, сегодня все чаще можно услышать: цифровизация образования, который может пониматься как выход на новые педагогические задачи. Таким образом, в мире сложном и в мире полном имеет место договор о других образовательных результатах. Можно сказать, что сегодня мир договорился о том, что целями образования являются компетенции XXІ века. Об этом и ФГОСы. Компетенции, которые в англоязычных источниках формулируются как 4К [3]. Это критическое мышление, коммуникативность, кооперирование (сотрудничество), креативность. В этом смысле цифровая школа предполагает постановку новых вопросов, переосмысление деятельности учителя и ученика.

Говоря о структуре урока литературы, о деятельности, первый вопрос – это чтение, затем – комментарий и анализ. Нельзя забывать об исключительности урока литературы. Это единственный предмет, осуществляющий функцию введения школьников в мир искусства. Уместно вспомнить и слова Юрия Михайловича Лотмана, который сказал: «Литература – предмет, который должен научить ребенка работать с текстом» [4].

Сейчас электронная книга становится объектом функциональным. Здесь можно порекомендовать коллегам книгу Ю.В. Ээльмаа, С.В. Федорова» Информационные технологии на уроках литературы», где описаны электронные/бумажные тексты, в чем разница, какие технологии могут использоваться на уроке и вне его [5].

Вопросы с электронным текстом сегодня точно можно дополнить: это библиотека ЛитРес, которая позволяет взять книгу в электронном виде, прочитать. Это форма, довольно популярная среди молодежи – сервис «Сторител», где книги можно слушать на ходу. Появляются и новые ресурсы для анализа и для создания текста.

Сегодня все больше учителей-предметников в процессе работы обращаются к средствам информационным, чтобы сделать учебный процесс более современным, простым и удобным. Можно сэкономить время на подготовку к урокам, вести уроки ярко и наглядно, воспитать в учениках навыки самоконтроля и саморефлексии, без проблем провести контрольные работы, тестирования. В работе учителями используются различные образовательные платформы, например, Российская электронная школа, Московская электронная школа, MOODL, Учи.ру, Яндекс. Учебник, ЯКласс, Издательство «Просвещение» и др.

Цифровые технологии оказывают педагогам существенную помощь. В этом смысле меняется и роль учителя. Его задачей становится не просто дать список литературы, а потом читать зафиксированные в тексте впечатления, а попытаться анализировать свод этих цифровых следов учеников и научиться управлять этими связями. Это задача учителя в цифровой школе.

Список литературы

  1. Доклад «Образование для сложного общества». Global Education Futures https://static.tildacdn.com/tild6161-6561-4565-b865-636234313336/gefr_logo.svg
  2. https://24rus.ru/news/society/172195.html
  3. https://ioe.hse.ru/data/2020/02/19/1575185125/4K_компетенции_учебник.pdf
  4. Ю.М.Лотман «Чему учатся люди. Статьи и заметки».  М.: Центр книги ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, 2009.
  5. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М. : Корпорация «Российский учебник», 2019.