Безопасность в сети для наших детей


Медиаобразование (англ. Media education, от лат. media – средства) – это направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (Педагогический энциклопедический словарь, с. 138.).

Д.В. Яковлев,

заместитель директора ГБОУ ДО СО СДДЮТ,

руководитель Центра развития детской и юношеской журналистики,

кино, фото и медиасферы Самарской области

Ни для кого не секрет, что медиаобразование в последние годы стало одним из важнейших направлений в дополнительном образовании школьников и студентов. Сегодня каждый подросток, при определенной удаче, умении и возможностях, может стать автором медиаконтента, который может перевернуть мир. Границы мира в Интернете стерты. Поэтому и государство обращает внимание на то, чем занимаются и что делают дети во всемирной сети. Изучать медиапродукт, который выкладывают юные пользователи сети, — задача педагогов. В первую очередь – классных руководителей.  Но и педагоги дополнительного образования не должны оставаться в стороне.

Фейки, суицидальные группы в социальных сетях, общества, призывающие детей и подростков к нарушению законодательства Российской Федерации, — все это должно быть замечено, запрещено и наказано.

Но дети — это дети. И объяснить им опасность нахождения в сети — сложно. Наша задача понять и прочувствовать эту опасность. 

30 августа стало известно о том, что Франция и Германия выступили с предложением создать курсы медиаграмотности для россиян, преподавать их на русском языке и таким образом распространять информацию как для граждан России внутри страны, так и для русскоговорящего населения, проживающего за рубежом. Подобные курсы планируется распространять через видеоблогеров на YouTube, Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией), TikTok, Telegram-каналах и Вконтакте. Этот документ распространили среди министров стран-членов Евросоюза в преддверии встречи глав МИД Евросоюза в Праге. Таким образом мы видим, что зарубежные страны планируют влиять на мировоззрение россиян. Причем, основной акцент делается на работу с молодежью.

У всех на слуху история с суицидальной игрой «Синий кит». Теперь в интернете появилась новая игра, которую предлагают детям так называемые медиапартизаны. Несколько кликов, и ты в игре.  Участие в этой игре может привести ребенка в отдел по работе с несовершеннолетними, родителей — к штрафным санкциям, а подростков на скамью подсудимых.

Милые картинки призывают подростков зарегистрироваться самому, или даже привлечь друзей и создать некую группу единомышленников. Далее детям предлагается:

— выходить с одиночными пикетами на улицы;

— запускать вирусное видео;

— расклеивать на остановках куаркоды со ссылкой на фейки о якобы случившемся в украинском городке Буча;

— поддерживать публичных личностей, выступивших против специальной операции на Украине;

— расклеивать листовки в соседнем районе;

— раскладывать в магазинах листовки о якобы скором исчезновении товара и резком повышении цен.

Милые детские картинки и совершенно взрослые циничные призывы к нарушению законодательства. Здесь же рассказывается о том, как скрывать лицо от камер, как размещать информацию, чтобы тебя не поймали и так далее.

С этого началось. А сегодня на том же самом телеграмм-канале детям предлагается стать телепартизанами. В своем подъезде, — перерезать провода телевизионного сигнала. Это уже порча чужого имущества и точно уголовное дело.

«Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет» (статья 167 УК РФ).

Всего этого можно избежать, если следовать простым правилам и быть в курсе того, чем ребенок занимается в интернете. И это не нарушение его прав. Это забота о его безопасности и о безопасности его семьи. Это и безопасность педагога.  

Наша с вами задача помочь учащимся самим разобраться в медиасфере, научиться отделять «зерна от плевел», выявлять фейковую информацию, думать и быть грамотными при работе с медийными инструментами.

И здесь нужно отметить, что мы с вами в работе с детьми и подростками в этой сфере серьезно отстаем. Это касается не только Самарской области, это касается практически всех субъектов РФ.

Серьезная работа в этом направлении началась лишь в Москве, где реализуют проект «Медиакласс в Московской школе». Он объединил уже 155 средних учебных заведений. Благодаря проекту, прямо в школах ребята развиваются в следующих направлениях: «Медиажурналистика», «Медиакоммуникации в социальных сетях», фотожурналистика, тележурналистика, радиожурналистика, реклама и связи с общественностью. Весь спектр направлений в медиа.  Этому проекту большую помощь оказывают СМИ, высшие учебные заведения. Многие ребята проходят практику в действующих средствах массовой информации и имеют возможность улучшить свое портфолио при поступлении в ВУЗы.

Конечно, далеко не все школьники, которые обучаются в медиаклассах ,дальше будут работать по этой профессии, но все они будут уметь работать с информацией, изображением и видеопродуктом. Хотелось бы ускорить процесс по обучению медиаграмотности ребят и в Самарской области. И для этого нам, педагогам дополнительного образования, как никогда требуется сплочение и возможность работать сообща для достижения важной цели.